Кто-то сказал: "Какими мы являемся в этот мир - заслуга родителей, а кем становимся - заслуга учителей". Учитель, какое емкое слово. В нем и связь поколений, творческих свершений, исторических событий, научных открытий,  взлетов и падений. В жизни каждого человека с годами складывается образ своего учителя. Образ Учителя-наставника, который открыл для тебя не только мир знаний, вывел на дорогу жизни, но и образ человека, отдавшего частичку самого себя. Платон говорил: "Знать - это значит продолжить". Так выходит, что каждый из нас в своей жизни продолжает заложенное в нас учителями. Сегодня в моей памяти проходят лица моих учителей, чьи-то  мимолетно не задерживаясь, а чьи-то так чётко, ярко и глубоко, оставляя след.

Я хочу рассказать о моем учителе, классном руководителе, Максименко Харитоне Григорьевиче. Судьба этого человека, как и судьбы многих советских людей, прошедших через годы Великой отечественной войны сложна и многогранна. Работая в школе №2 г.Ростова учителем немецкого языка, Харитон Григорьевич  поведал нам своим ученикам не только уроки языкознания немецкой речи, но и свою судьбу солдата-разведчика, которому приходилось, рискуя своей жизнью, выполняя приказы командования, со своими боевыми товарищами ходить в тыл врага с целью захвата "языка"(захват в плен немецких офицеров с целью получения секретной информации, так необходимой нашей армии для осуществления военных действий, приближающих победоносный разгром врага). Мы с большим вниманием и любопытством слушали его рассказы, которые были наполнены переплетением событий и чувств: героизма, дружбы, смекалки и юмора. Да-да и юмора.

                               Вспоминая эти уроки по прошествии лет, я понимаю, насколько литературно и художественно, образно, артистично преподносил нам свои истории  Харитон Григорьевич. В то время никто из нас не мог сомневаться в их правдивости. Так простой учитель в наших глазах становился героем. Харитон Григорьевич  всегда с большой чуткостью, добротой относился к нам, не заигрывая с нами, а как бы призывая и убеждая нас выполнять поставленные перед нами задачи на "хорошо" и "отлично". Благодаря таким его урокам необходимость изучения немецкого языка становилась для нас очевидной.  Харитон Григорьевич обладал повышенным чувством справедливости, не терпел обмана и неуважительного поведения и отношения ни к школьным дисциплинам, ни к общению в классе.

                      Конечно, только сейчас я понимаю, что в детские годы мы не всегда следовали его советам, часто по-детски проявляли непослушание. Но все же в большинстве случаев мы старались не подводить нашего "классного". Харитон Григорьевич никогда не был равнодушен к нам и по случаю наших радостей и побед, неудач и ошибок выражал искреннюю поддержку нам. На классных часах мы обязательно, зная о том, что Харитон Григорьевич сочиняет рассказы, стихи, басни просили его нам их почитать. Являясь настоящим педагогом-профессионалом он  всегда методически верно распределял делу-время, а потехе - час. Иной раз, произнося фразу: "Ну, вот провертелись, поленились,  и рассказов моих лишились". И нам оставалось лишь сожалеть о своём поведении и прилежании без всяких излишних нравоучений, а главное сделать так, чтобы на следующем уроке во время выполнить все задания, чтоб послушать рассказы и стихи учителя. Вот таким я запомнил своего учителя Харитона Григорьевича  Максименко.

                        Уже позднее, после окончания школы и педагогического училища, я работая в школе №2 не раз встречался со своим учителем, ушедшим на заслуженный отдых, на различных мероприятиях и праздниках. Харитон Григорьевич был приятно удивлен и обрадован нашим встречам, до конца не веря, глядя на меня, а я думаю и на многих своих учеников, что из нас выросли настоящие профессионалы, порядочные люди. А если это так, то в этом есть и его педагогическая заслуга. Неоднократно Харитон Григорьевич, будучи уже на пенсии, выступал перед учащимися школы со своим литературным творчеством, которое и у сегодняшних школьников находило одобрение и горячий отклик. Я задумывал и строил планы организации аудиозаписи литературных произведений Харитона Григорьевича на компакт-диск, так сказать в исполнении автора, но этим планам было не суждено сбыться. С нами нет нашего учителя, но память о нем, его стихи и рассказы, его знания с нами. В 2010 году, названным в России "Годом Учителя", в преддверии празднования "Дня Учителя", я предлагаю познакомиться с литературным творчеством Максименко Харитона Григорьевича, его книгой "Мечты о России", переведенной мной в электронный формат доступны OnLine версия и для загрузки. Буду признателен за ваши отзовы о книге и рад, если она вам понравится. 


Книга Мечты о России

Читать OnLine

Cкачать e-Book

•Редактировать •Удалить

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Ранее | Позже